Регулярный стиль в ландшафтном дизайне или орднунг по французски
13 декабря 2013Регулярный стиль ландшафтного дизайна, в своей основе, содержит порядок, правильность, и тому подобные принципиальные моменты. Наверное, многие подумали, что регулярный стиль, ландшафтного дизайна, зародился в германии. Ведь глобальный Орднунг, то есть порядок, это именно германская национальная идея. Но здесь германский порядок, не причем. Этот стиль ландшафтного дизайна, появился во Франции. Да, да, именно в этой стране, которую, в общем-то, ассоциируют, со свободой нравов, с чуть ли нефетишистским поклонением эстетизму, и так далее. А парадокса здесь, на самом деле нет. Просто регулярный стиль ландшафтного дизайна, зародился, в эпоху абсолютной монархии. Когда король Франции, произнес сколь высокопарную, столь же и глупую и самоуверенную фразу: государство это я.
Именно в то время, возникает идея, подчинить планировку и внешний вид, садов и парков, не своеволию и буйству природной стихии, но стальной воле человека. Именно человек, решает, что и как, а главное где, должно произрастать. И если в восточных стилях, а так же в зародившемся под их влиянием, в Англии пейзажном стиле ландшафта, главным мотивом, является естественность, стремление уподобиться природе, то в регулярном стиле, все подчиняется упорядоченности, правильности линий, в основе чего, стоит незыблемая воля создателя. Такое себе, проявление, пресловутого волюнтаризма, в сфере дизайна ландшафтов.
Основные особенности регулярного стиля ландшафтного дизайна
Если в основе этого стиля, заложены принципы упорядоченности, закономерности, то и реализовано это, в виде прямых линий, правильных с геометрической точки зрения построений, четкой разметке, и так далее. Но, эта упорядоченность выражена не только планировкой, и применением четких линий. Все кустарники, в саду или парке, выполненном в регулярном стиле ландшафта, пострижены одинаково, даже не то, что одинаково, а под линеечку. Даже деревья в этих садах, подбираются таким образом, чтобы их можно было расположить как солдат, в единый упорядоченный строй. Поэтому, здесь, активно применяются, разновидности деревьев, с шаровидной, или же пирамидальной кроной.
Для создания сада или парка, выдержанного в регулярном ландшафтном стиле, очень желательна ровная поверхность. Ибо если имеется склон, холм, и другие неровности рельефа. Их будет невероятно сложно вплести, в общий дизайнерский ансамбль. Представьте себе, сколько требуется усилий и ресурсов, чтобы создать парк, состоящий из террас правильной формы, да еще и упорядоченных между собой. Так что, ровный вариант местности, значительно облегчит, а главное удешевит вам задачу по созданию парка или сада в регулярном стиле. Если парк, все же расположен на неровной местности, то он при условии создания его в регулярном стиле, имеет две обязательные точки, самая нижняя, это вход в парк, а самая верхняя, это точка, которая предоставляет максимальный обзор, на всю парковую зону. В тех же случаях, когда парк располагается на плоскости, то верхнюю точку, заменяет часть здания вокруг которого, собственно и разбит парк. Это может быть, дворец, замок, или же просто особняк. И из этого здания, по логике регулярного стиля, должен открываться максимальный обзор, на торжество воли человека, над буйством природы.
Одним из серьезных недостатков таких парков и садов, является необходимость постоянного, практически ежедневного ухода. Ведь если не подстригать кусты, то нарушится прямая линия, а значит правильность форм, а значит вся задумка и дизайнерская композиция. Поэтому, такие парки и сады, выдержанные в регулярном стиле, очень быстро приобретают вид заброшенный, в них появляются черты запустения, неряшливости, и так далее. Вероятно, это одна из главных причин, по которой, данный стиль ландшафтного дизайна, не пользуется сегодня особой популярностью. Ведь мало кто может, посвящать уходу за своим садом, несколько часов, каждый день под ряд. В этом стиле, сегодня можно встретить озеленение бульвара, сквера, или же парков возле важных государственных заведений. Им ли деньги на садовниках экономить. Но, тем не менее, элементы, именно отдельные элементы, регулярного стиля ландшафтного дизайна, на самом деле, встречаются достаточно часто.
Ведь правильные линии, так или иначе, весьма распространены, но они не возводятся в абсолют, в культ. Если присмотреться, к оформлению подъездных путей, к различным жилым домам, или официальным учреждениям, пешеходных дорожек, и тому подобных объектов, то вы можете легко найти здесь, элементы регулярного стиля, ландшафтного дизайна. Следует сказать, что пик популярности регулярного стиля, при создании парков, садов, скверов, пришелся в России, на времена правления Петра великого. Но опять же, там за нарушения правильности линии кустарника, нерадивого садовника, могли и выпороть. Но, тем не менее, отдельные элементы, присущие этому стилю, активно применяются сегодня, и совсем неплохо сочетаются с другими стилями. Вот таким образом, практически доведенная до абсурда идея, со временем, нашла свою область применения, и стала вполне рабочим вариантом, который достаточно широко применяется и в наши дни.
Выводы
И так, мы уяснили, что регулярный стиль ландшафтного дизайна, зародился во Франции, в эпоху абсолютизма, и стал его отражением, на идеях создания парков, садов, и подобных комплексов. Основными отличительными особенностями этого стиля дизайна ландшафтов, являются:
- прямые линии;
- правильные геометрические формы;
- общая упорядоченность и четкая правильность композиции;
- наличие точки, которая предоставляет максимальный обзор, на весь парк или сад;
Основной идеей, этого стиля дизайна, является превалирование воли человека, над природной стихией. Основным недостатком парка или сада выполненного в регулярном стиле, является необходимость, практически ежедневного ухода за ними. Поэтому сегодня применяются чаще всего, отдельные элементы, регулярного стиля, которые очень даже неплохо, сочетаются с другими стилями ландшафтного дизайна. Хотя изредка, можно встретить, и парк или сад, выполненный в регулярном стиле ландшафтного дизайна.
Вот так, абсурдная идея, апофеозом которой, стало знаменитое высказывание Людовика четырнадцатого, потихоньку, пообтесалась, и стала вполне нормальным решением, и не только в дизайне. Ибо важность воли человека, ее силы, вряд ли сегодня, кто-либо станет переоценивать.