Русские парковые традиции — несправедливо забытое наследие России
21 сентября 2014В нынешней литературе, посвященной дизайну садового искусства, очень много места уделяется различным стилям: французскому, японскому, средиземноморскому, восточному, — несправедливо забывая, что в России также было свое собственное садово-парковое направление. Основано оно было на европейских традиционных принципах, но со временем приобрело истинно русский характер.
Основные принципы русского стиля
При строительстве усадьбы ее владельцы справедливо хотели иметь за окном живописные пейзажи: берег реки, пруд или озеро, покрытое кувшинками, лесную тишину и пение птиц по утрам. Пологий холм, на вершине которого устанавливался дом, украшался красивыми террасами и газонами, пестрящими яркими клумбами.
Садовые дизайнеры того времени умело применяли достоинства природного ландшафта и водную гладь. Большое количество водных поверхностей — одна из примечательных принципов русского усадебного стиля. Практически все парковые пруды и озера применялись в хозяйстве: здесь разводили рыбу, устраивали мельницы, собирали воду с заболоченных территорий.
Непосредственно перед домом создавалась главная часть парка. Она была украшена большой клумбой правильной формы, центр которой был декоративно подчеркнут скульптурой, фонтаном или огромной вазой. В то время было модно иметь растущие в больших горшках южные деревья и кустарники, которые в теплое время выносили на улицу. Еще одной достопримечательностью были кустарники, стриженные и высаживаемые в одну линию. Они украшали центральную часть сада.
Прогулки по аллеям парка
Дом по всем канонам русского парка был центром всей композиции, от него во все стороны отходили аллеи и дорожки: к воротам, в парк и в лесную зону, — для пеших и конных прогулок. Прогуливаясь по многочисленным аллеям, можно было попасть к самым красивым местам сада, где устанавливались беседки, наиболее тихие уголки отмечались скамейками и скульптурами. В начале 18 века аллеи создавались прямыми, кусты вдоль них постоянно стригли. Потом стиль изменился на более свободный, предпочтение стали отдавать плавным линиям, деревья и кусты росли в естественной красоте. Так со временем в русской литературе возник образ «темных» аллей.
Тщательно спланированная центральная часть парка переходила в посадки, выполняемые в пейзажном стиле. Часто эти посадки заканчивались настоящим лесным массивом. Русское приусадебное искусство умело сочетало регулярные посадки и творчество самой природы.